Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 г. N 1029 объекты данной категории, оказываютзначительное негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) и относятся к областям применения наилучших доступных технологий.
Максимально возможный перечень документации для объектов НВОСI категории:
- Комплексное экологическое разрешение (далее – КЭР)
Данный документ содержит в себе информацию относительно всех аспектов деятельности предприятия, оказывающих НВОС и обязательные требования в области охраны окружающей среды. КЭРзаменяет весь объем разрешительной экологической документации, которую ранее необходимо было оформлять по отдельности.
Данное разрешение выдается на основании поданной заявки в территориальное Управление Росприродназора, после внедрения наилучших доступных технологий
Форма заявки на получение КЭР утверждена приказом Минприроды России от 11.20.2018 г. № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».
Срок действия КЭР: 7 лет.
В составе КЭР разрабатываются и подаются в Роспироднадзор такие документы, как:
- Нормативы допустимых выбросов – определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками;
- Нормативы допустимых сбросов – определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками;
- Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов радиоактивных,высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) –устанавливаются в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;
- Нормативы допустимых физических воздействий –устанавливаются в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;
- Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение – устанавливаются с целью уменьшения количества отходов и предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду;
- Согласованная программа производственного экологического контроля – осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
- Программа повышения экологической эффективности–разрабатывается в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов.
- Временно разрешенные выбросы - объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, разрешенные для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемые для действующих стационарных источников в целях достижения нормативов допустимых выбросов на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности (при необходимости);
- Временно разрешенные сбросы - объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ в сточных водах, разрешенные для сброса в водные объекты на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности при необходимости);
КЭР выдается уполномоченным органом после рассмотрения заявки в месячный срок на основании положительного заключения Государственной экологической экспертизы материалов обоснования КЭР.
Основание: ст. 31.1. ФЗ от 10.01.2002 г. № 7 от «Об охране окружающей среды».
Ответственность: ст. 8.47 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
2)План мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период наступления неблагоприятных метеорологических условий.
Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) – метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (штиль, слабый ветер, ветер неблагоприятного направления, туман, инверсия) (ст. 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" №96-ФЗ от 04 мая 1999 г.).
В соответствии с ч. 3 ст. 19 № 96-ФЗ: «При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора».
Срок действия:5 лет.
Основание: Постановление Администрации Приморского края от 24.01.2012 №8-па.
Ответственность: ст. 8.21 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
3) Паспорт пылеулавливающих и газоочистных установок
Пылеулавливающие и газоочистные установки (далее ПГУ) – комплекс сооружений и аппаратуры, осуществляющих фильтрацию токсичных и вредных веществ, выделяющихся при работе промышленного оборудования, либо перевод их химически нейтральное состояние.
Паспорт ПГУ – документ, в котором указаны технические характеристики установок, описание, результаты испытания оборудования в различных режимах.
Паспорт ПГУ разрабатывается на каждое оборудование для очистки, установленное на предприятии.
Основание:ст. 16 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Ответственность:ст. 8.21 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
4) Паспорта опасных отходов I – IV классов опасности.
Паспорт опасного отхода - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (определяется по итогам инвентаризации отходов).
Основание: ст. 14 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 №712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности".
Ответственность: ст. 8.2 КоАПот 30.12.2001 N 195-ФЗ.
5) Свидетельства, сертификаты о прохождении обучения по программам «Обращение с отходами I-IV класса опасности» и «Обеспечение экологической безопасности».
Согласно ст.73 Федерального закона 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: «Руководители и специалисты, которые при исполнении своих должностных обязанностей могут принимать решения, которые оказывают или могут оказать влияние на экологию, должны пройти обучение в части защиты окружающей среды и экологической безопасности».
На основании ст. 15 Федерального закона № 89 «Об отходах производства и потребления»: «Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности».
Основание: ст. 15 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления»,ст. 73 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Ответственность: ст. 8.1 КоАПот 30.12.2001 N 195-ФЗ.
6) Решениео предоставлении водного объекта в пользование
В соответствии Водным кодексом Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:
а) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
б) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
в) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
г) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;
д) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
е) разведки и добычи полезных ископаемых;
ж) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
з) подъема затонувших судов;
и) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
к) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
л) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;
м) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).
Основание: ч. 3 ст. 11 от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ Водного кодекса РФ.
Ответственность: ст. 8.14 КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
7) Договор водопользования
На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов;
2) использования акватории водных объектов;
3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
Основание: ч. 2 ст. 11 от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ Водного кодекса РФ.
Ответственность: ст. 14 КоАПот 30.12.2001 N 195-ФЗ.